ВНИМАНИЕ!

Ассоциация саморегулируемая организация
"Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства "Центризыскания"
(Ассоциация СРО "Центризыскания")

+ 7 (495) 787-71-91
+ 7 (495) 926-77-16 (для сотовых)
123154, Москва, ул. Маршала Тухачевского, д.20, стр.2, помещ. 13

Предлагается сохранить применение Единых норм и расценок ‎на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР) на добровольной основе

Соответствующий проект постановления Правительства РФ размещен на портале regulation.gov.ru

 

Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 г. № 857»

Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, а также единые нормы выработки и времени (далее – ЕНиР), являясь неотъемлемой частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, применяются для разработки сметных норм.

В соответствии с пунктом 33 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) сметными нормативами являются сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.

Определение сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Сметные нормы, под которыми понимается совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (строительные ресурсы), установленных на принятую единицу измерения, и иных затрат, применяемых при определении сметной стоимости строительства, применяются для определения состава и потребности в строительных ресурсах, необходимых для выполнения строительных, специальных строительных и ремонтно-строительных работ и используются для применения в локальных сметных расчетах (локальных сметах) при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также для разработки укрупненных нормативов цены строительства.

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 г. № 857 (далее – Постановление № 857) в целях систематизации законодательства Российской Федерации признаны не действующими ряд актов, изданных органами государственного управления РСФСР и СССР,
в том числе согласно пункту 21 приложения № 4 постановление Государственного строительного комитета СССР, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 5 декабря 1986 г. № 43/512/29-50 «Об утверждении Единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР)».

ЕНиР содержат в своем составе технологические операции, которые до настоящего времени не претерпели значительных изменений с момента формирования указанных сборников:

  • - устройство конструкций из сборного и монолитного железобетона;
  • - земляные работы;
  • - погрузочные и разгрузочные работы;
  • - кирпичная кладка стен;
  • - валка деревьев;
  • - и другие

ЕНиР учитывают не только оперативные затраты труда на выполнение работы, но и включают обоснованный размер затрат на отдых, подготовительно-заключительные работы (изучение чертежей, подготовка и уборка рабочего места и др.) необходимые для нормальной работы в течении смены. Ко всем ЕНиР приведены коэффициенты к нормам и расценкам, учитывающие в какой температурной зоне осуществляется строительство и к какой группе работ отнесена выполняемая работа.

Принимая во внимание, что к первоочередным организационно-экономическим задачам снижения затрат на разработку и реализацию инвестиционно-строительных проектов относятся формирование современной сметной нормативной базы ценообразования в соответствии с требованиями рыночной экономики и соблюдение единого методического подхода к определению сметной стоимости строительства с учетом передовой технологии, современных материалов, конструктивных и архитектурно-планировочных решений, а также учитывая, что разработка ЕНиР велась профильными научно-исследовательскими институтами СССР на основании данных нормативно-исследовательских станций со всей территории страны в течение более чем 40 лет, переработка предусмотренного пунктом 21 приложения №4 Постановления № 857 ЕНиР потребует значительных трудовых, временных и финансовых затрат. На разработку одной сметной нормы в среднем требуется от одного года до двух лет, а затраты составят от 400 до 1000 тыс. рублей. При этом имеются ограниченные трудовые ресурсы и достаточно большие сложности для выработки объектов для проведения хронометражных наблюдений. Исключение возможности использования ЕНиР при разработке норм может привести к существенной стагнации государственной сметно-нормативной базы, которая разработана преимущественно с использованием сборников ЕНиР (в настоящее время ФСНБ-2020 утверждена приказами Минстроя России от 26 декабря 2019 г. №№ 871/пр – 876/пр).

При разработке новых и актуализации существующих сметных нормативов, предусматривающих использование новых технологий строительства, при формировании калькуляций строительных ресурсов (основы для вывода норм трудозатрат, времени использования строительных машин и механизмов, расхода материальных ресурсов) значительное количество технологических операций принимаются на основании норм времени ЕНиР, что, в свою очередь, позволяет значительно сократить временные и трудовые затраты на разработку сметных норм.

Результаты проведенного подведомственной Минстрою России организацией ФАУ «Главгосэкспертиза России» анализа показали, что применение ЕНиР в составе калькуляции строительных ресурсов составило более 61%. Они составляют фундаментальную нормативную базу по труду и применяются практически во всех разрабатываемых сметных нормах.

Принимая во внимание, что в связи с отменой ЕНиР увеличиваются сроки разработки сметных норм, поскольку отсутствуют основания для разработки и применения сметных норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, также увеличиваются стоимость их разработки и процесс внедрения новых технологий, что в скором времени существенно отразится на достоверности определения сметной стоимости строительства, а также реализации национальных проектов, а также с учетом мнение разработчиков сметных нормативов (ФАУ «Главгосэкспертиза России», Госкорпорации «Росатом») и строительного сообщества, принимавшего участие в проведении анализа применения ЕНиР, представляется целесообразным внести изменения в Постановление № 857 в части установления возможности применять ЕНиР на добровольной основе.

Принятие проекта постановления не приведет к дополнительным расходам федерального бюджета.

В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

Ознакомится