РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ ЭКСПЕРТИЗЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И УПРОЩЕНИЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР

Ассоциация саморегулируемая организация
"Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства "Центризыскания". (Ассоциация СРО "Центризыскания")

+ 7 (495) 787-71-91
+ 7 (495) 926-77-16 (для сотовых)
129090, Москва, Большой Балканский пер., д.20, стр.1

Национальные объединения строителей изыскателей и проектировщиков созданы. Что дальше?

20 ноября в Правительстве РФ под руководством вице-премьера Дмитрия Козака состоялось рабочее совещание с руководством трех недавно образованных национальных объединений - строителей, проектировщиков и изыскателей

Национальные объединения строителей изыскателей и проектировщиков созданы

Национальные объединения строителей изыскателей и проектировщиков созданы

 

20 ноября в Правительстве РФ под руководством вице-премьера Дмитрия Козака состоялось рабочее совещание с руководством трех недавно образованных национальных объединений — строителей, проектировщиков и изыскателей. На совещании присутствовали руководители Минрегиона России, Минэкономразвития России, Ростехнадзора, представителей других федеральных органов. Главные вопросы — пути взаимодействия государства и национальных сообществ строителей в период перехода от лицензирования к саморегулированию с 1 января 2010 года. На вопросы корреспондента «СГ» отвечает президент Национального объединения изыскателей, заслуженный строитель Российской Федерации Леонид КУШНИР.

Леонид Григорьевич, прокомментируйте, пожалуйста, прошедшее совещание в Правительстве России — что главное, на Ваш взгляд, удалось решить?

Мне представляется очень своевременным решение руководства страны перед переходом от государственного регулирования к саморегулированию и перед принятием решений по двум базовым федеральным законам  («Технический регламент. О безопасности зданий и сооружений» и «О техническом регулировании». Ред.)  узнать мнения профессиональных объединений, что называется, «сверить часы».

Принято решение о завершении работы по указанным законам с одновременной актуализацией существующей нормативно-технической базы строительства, созданной в своей основе еще в во времена Советского Союза. Дано поручение федеральным органам власти совместно с национальными объединениями срочно провести переработку нормативной базы в следующем году.

Заместитель председателя правительства выразил озабоченность условиями формирования национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей и предложил руководителям национальных объединений провести до 1 марта 2010 года внеочередные съезды. Дмитрий Козак в ответ на слова присутствующего на совещании руководителя СРО НП «АИИС», заметил, что войти в состав национальных объединений придется всем саморегулируемым организациям независимо от личных желаний и амбиций их руководителей.

На совещании было акцентировано внимание на существующем двойном подходе государства к инженерно-геодезическим изысканиям. С одной стороны, эти работы попадают под действие Градостроительного кодекса и требуют оформления допусков, а с другой стороны — геодезические работы требуют лицензирования по федеральному закону «О геодезии  и картографии». Минэкомразвитию дано поручение подготовить предложения о целесообразности дальнейшего лицензирования указанных работ.

Леонид Григорьевич, какие решения будет «продвигать» правительство по развитию законодательства о СРО? Законы о СРО критикуют.

Действительно, в законодательстве о СРО много недоработок. Принято решение создать рабочие группы по доработке законодательства в этом направлении. В законе слабо отражены вопросы стандартов СРО. Нет никаких требований по проведению повышения квалификации. Не проработаны вопросы гарантии сохранности денег, оценки качества (аудита) управления денежными активами компенсационных фондов. Много нерешенных вопросов страхования гражданской ответственности членов СРО.

На совещании прозвучало предложение (поручение) Минрегиону возглавить контроль за национальными объединениями. Вопрос требует серьезного обсуждения, так как не ясно — о каком контроле идет речь и на каких правовых основах он будет осуществляться? Но все это не означает, что надо сидеть, сложив руки. Надо сообща дорабатывать законы, делать их рабочими, жизнеспособными.

Хотя, сталкиваясь с заявлениями некоторых людей, невольно начинаешь думать, что в моду вместо работы входит ее обсуждение, такой, знаете ли, самопиар, как сейчас говорят. На совещании руководитель СРО НП «АИИС» вдруг заявил, что ему не нравится федеральный закон № 148-ФЗ, поэтому его надо немедленно отменить. (Основной федеральный закон, включивший главу о СРО в области строительства в Градостроительный кодекс. Ред.). И он отказался участвовать в работе съезда, учредившего национальное объединение изыскателей, так как не был уверен, что его изберут президентом. На мое предложение взаимодействия ради общего изыскательского дела М. И. Богданов ответил некультурно. Что тут скажешь…

По материалам прессы о СРО, в стране ширится процесс продажи допусков, фирмы-«однодневки» чувствуют себя по-прежнему комфортно. Так ли это? Что национальное объединение может противопоставить этому негативному явлению?

Да, к сожалению, особых преград для фирм-«однодневок» сегодня нет. Это происходит, отчасти из-за несовершенства законодательства, отчасти из-за коммерциализации некоторых СРО. Последние позволяют, например, без декларирования имущества, необходимого для проведения работ, без достаточного количества квалифицированных специалистов получить допуски на все виды работ. Шила в мешке не утаишь, профессиональному сообществу становятся известны такие факты, они будут переданы в Ростехнадзор для проверки.

После проведения таких проверок с использованием информации и материалов СРО, входящих в национальное объединение, мы обобщим правоприменительную практику и предложим изменения в законопроекты, чтобы затем эти инициативы внести в органы власти Российской Федерации.

Предполагаю, что Ростехнадзору в ближайшее время предстоит большая работа по проверке саморегулируемых организаций, которые склонны вольно трактовать или применять федеральное законодательство.

Леонид Григорьевич, не обернется ли введение полного саморегулирования строительной отрасли дополнительными барьерами для предпринимательства? И в условиях экономического спада это еще больше усложнит жизнь строителям?

Опасность такая существует. Но, конечно, государство не может полностью отказаться от регулирования строительства.

  • Во-первых, есть объекты, на которых влияние государства надо усиливать. Это объекты капитального строительства повышенного уровня ответственности (особо опасные, технически сложные, уникальные). Пример — печальный опыт недавней аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Не дай бог продолжения таких примеров! Многие другие аналогичные объекты, построенные в прошлом столетии, находятся в ветхом или аварийном состоянии. Многие сегодняшние уникальные объекты строятся или законсервированы с грубейшими нарушениями строительных норм.
  • Во-вторых, есть, как я уже упоминал, СРО, созданные не для повышения качества и минимизации вреда, как требует законодательство, а для создания неких подобий финансовых пирамид. К чему это приводило в недалеком прошлом без достаточного внимания государства, мы все хорошо помним. Что делать, если руководство какой-либо СРО в одночасье испарится вместе с деньгами партнеров?

При этом я считаю, что национальным объединениям обязательно надо вести конструктивный диалог с государством. Нам надо построить равноправные, открытые, партнерские взаимоотношения с государством и минимизировать давление на предпринимателей. Когда мы наведем порядок в своих рядах, вы увидите, как многие, годами нерешенные проблемы, начнут быстро и качественно решаться.