ВНИМАНИЕ!

Ассоциация саморегулируемая организация
"Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства "Центризыскания". (Ассоциация СРО "Центризыскания")

+ 7 (495) 787-71-91
+ 7 (495) 926-77-16 (для сотовых)
129090, Москва, Большой Балканский пер., д.20, стр.1

Кадры решают все!

Статья экспертов НОИЗ о создании системы непрерывного профессионального образования в условиях саморегулирования

«Кадры решают все!» Эти слова, произнесенные Сталиным в период восстановления и бурного развития экономики нашей страны после глубокого кризиса, сопровождавшего смену государственного строя, как никогда актуально для России и в наши дни. Именно сейчас, когда после лихих 90-х, в реальном секторе уже второе десятилетие наблюдается существенный прогресс, все больше внимания аналитики уделяют проблемам обеспечения отраслей кадрами с техническим профилем. При этом большинством экспертов, включая руководство Российской Федерации, уже не раз отмечался существенный дефицит инженерных и рабочих кадров при огромном профиците трудового ресурса с гуманитарным образованием. Падение интереса молодежи к работе «на земле» повлекло за собой девальвацию многих инженерных специальностей. К примеру, сегодня конкурс на факультет государственного управления МГУ им. Ломоносова в 10 раз больше, чем на геологический факультет (2,3 человека на место). Для сравнения, профессора с гордостью вспоминают 80-е годы прошлого века, когда до конкурса на этот факультет допускались исключительно медалисты, и на вступительных экзаменах был сумасшедший ажиотаж.

 
 
 

На сегодняшний день трудно даже приблизительно оценить масштабы показателей наличия и потребности отрасли инженерных изысканий в кадрах. А отсутствие таких данных не позволяет разработать четкой целевой обоснованной программы или «дорожной карты» по решению кадровых вопросов. Получая от руководителей организаций порой даже противоречивые сигналы о проблемах в кадровом секторе отрасли, мы в Национальном объединении изыскателей, смогли условно выделить следующие основные волнующие работодателей вопросы: существенно снизилась обеспеченность изыскательских организаций специалистами всех уровней образования, увеличился возрастной разрыв между поколениями изыскателей: выросла доля лиц пенсионного возраста и одновременно снизилась доля персонала в экономически активной возрастной категории до 40 лет. В то же время уровень квалификации молодых специалистов, их знания, умения и навыки зачастую не отвечают современным требованиям.

В настоящее время в отрасли наблюдается тенденция к постоянному оттоку кадров при постоянном увеличении потребности в них. Причины сложившейся ситуации всем известны и перечислять их не имеет смысла. При определенной госрегулятором обязанности предпринимателя иметь в штате определенное количество специалистов соответствующей квалификации, система, которая бы обеспечила отрасль инженерных изысканий качественным трудовым ресурсом до сих пор не создана.

Особое внимание необходимо уделить дополнительному профессиональному образованию, а именно повышению квалификации, как одному из самых доступных и эффективных инструментов быстрого овладения специалистом необходимыми знаниями и навыками.

В действующей системе саморегулирования в строительной сфере в целом, и инженерных изысканий в частности, одним из основных элементов требований к выдаче свидетельства о допуске является наличие у члена саморегулируемой организации соответствующего минимальным требованиям кадрового ресурса, а важнейшим фактором, определяющим качество выполнения работ по инженерным изысканиям, является уровень профессиональной квалификации сотрудников членов саморегулируемых организаций.

При этом особую роль законодатель отвел повышению квалификации сотрудниками, заявленными для получения свидетельства, отнеся пунктом 3 части 8 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации к минимальным требованиям к выдаче свидетельства о допуске требование о прохождении соответствующих курсов не реже чем один раз в пять лет.

Вместе с тем, учитывая темпы технологической модернизации, внедрения инноваций и изменения нормативных документов и законодательства, такие периодичность и объем совершенствования квалификаций и компетенций сотрудников членов саморегулируемых организаций представляются недостаточными не только для успешного ведения и развития бизнеса, но и для обеспечения качественного выполнения работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства.

Работодатели также отмечают тот факт, что зачастую оторвать от производства специалиста для обучения на положенные по закону 72 часа просто невозможно. В таких условиях успешно процветает огромное количество образовательных учреждений, торгующих любыми удостоверениями об окончании курсов повышения квалификации. Спрос в данном случае обеспечивается такими же недобросовестными предпринимателями при полном попустительстве некоторых саморегулируемых организаций. В итоге мы имеем ущербную для качества работ схему обеспечения организаций необходимым набором «бумажек».

Один из возможных путей решения данной проблемы видится не только в широком распространении уже существующих практик очно-заочного и дистанционного обучения, но прежде всего в создании с использованием существующих практик в других сферах саморегулирования системы непрерывного профессионального обучения, предусматривающей возможность приобретения новых знаний и навыков различными методами.

1. Опыт в сферах саморегулирования, основанных на членстве физических лиц.

1.1. Аудит.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» устанавливает обязанность аудитора в течение каждого календарного года проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. При этом минимальная продолжительность такого обучения не может быть менее 120 часов за три последовательных года и не менее 20 часов каждый год.

Таким образом, одной из основных задач саморегулируемых организаций в данной сфере является создание условий для повышения уровня профессиональных знаний, навыков и конкурентоспособности своих членов путем регулярного повышения их квалификации.

Создание системы профессионального образования обеспечивается саморегулируемыми организациями аудиторов применением следующих инструментов:

  1. деятельность собственных образовательных центров при СРО;
  2. аккредитация учебно–методических центров по подготовке и повышению квалификации;
  3. заключение договорных отношений с ведущими ВУЗами России.

Координация деятельности всех звеньев системы непрерывного профессионального образования осуществляется специализированным органом СРО (Комитетом).

1.2. Арбитражные управляющие.

В стандартах некоторых саморегулируемых организаций арбитражных управляющих также заложены основные принципы непрерывного профессионального образования, направленные на поддержание необходимого уровня знаний и навыков в отношении изменений законодательства и стандартов, совершенствования технологий и внедрения инноваций. Данные принципы также нашли отражение в подготавливаемом в настоящее время проекте Федерального стандарта по обучению и стажировке арбитражных управляющих.

В соответствии с положениями проекта, программы повышения квалификации, реализуемые в учебных учреждениях Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию, в данной сфере утверждаются Национальным объединением СРО арбитражных управляющих. Непрерывность образования обеспечивается ежегодным обучением в объеме не менее 25 часов либо один раз в три года в объеме 75 часов.

2. Опыт в сферах саморегулирования, основанных на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц.

Отдельные элементы системы, обеспечивающей постоянное совершенствование профессиональных знаний и навыков сотрудников членов СРО, в той или степени присутствуют в стандартах и правилах саморегулируемых организаций, основанных на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, в том числе энергоаудиторов и управляющих недвижимостью.

На сегодняшний день в документах саморегулируемых организаций строительной сферы также существуют примеры вполне успешно внедренных систем непрерывного профессионального образования.

В частности, правила одного из некоммерческих партнерств устанавливают в отношении своих членов требование непрерывного профессионального развития, определяя данный процесс как длящееся всю жизнь обучение, которое поддерживает, углубляет или расширяет знания и навыки профессионалов во имя служения общественным интересам.

Минимальное количество времени, посвящаемое поддержанию существующих у специалистов навыков, углублению имеющихся знаний и изучению новых областей, по мнению данной саморегулируемой организации должно, быть не менее 35 часов в год.

Таким образом, из существующих практик внедрения систем непрерывного профессионального образования можно выделить следующие объединяющие все системы элементы:

  1. Требование к количеству часов ежегодного обучения.
  2. Наличие системы аккредитации образовательных учреждений или программ повышения квалификации.

Также мы видим, что в некоторых системах предусмотрена необходимая вариативность форм обучения. Так, например, помимо целевого очного обучения на курсах повышения квалификации в качестве совершенствования квалификаций и компетенций специалистов могут быть засчитаны дистанционные формы обучения (в том числе интерактивные), участие в специализированных краткосрочных семинарах, форумах, конференциях.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день не только на Западе, но и в России уже существуют положительные примеры создания в отдельных сферах деятельности систем непрерывного профессионального образования, продуктом которых является специалист с постоянно растущими личностными и профессиональными качествами, с опережением осваивающий все новейшие методики, технологии и технику.

Необходимость в срочном создании подобных систем обусловлена прежде всего вступлением России в ВТО, а также грядущими переменами в законодательстве о государственных закупках, а именно внедрением Федеральной контрактной системы. Сейчас в предусмотренной проектом федерального закона о ФКС процедуре предквалификации при проведении конкурса предусмотрено требование о раскрытии организацией информации не только о специалистах, минимальные требования к наличию которых содержит Градостроительный кодекс Российской Федерации, а абсолютно всего кадрового состава организации, который будет обеспечивать выполнение заказа. При этом специфика отрасли инженерных изысканий состоит в наукоемкости и уровне влияния выполняемых работ на безопасность объектов капитального строительства, а следовательно и в обязанности предпринимателя удерживать планку квалификации своих специалистов на уровне гораздо выше, чем, например, производителям канцелярских товаров.

Совершенно очевидно, что одна из главных ролей в процессе создания такой системы в отрасли инженерных изысканий сегодня должна принадлежать саморегулируемым организациям. При этом единым центром, обеспечивающим разработку сбор и анализ информации от своих членов о проблемах предпринимателей, принятие соответствующих мер и выработку методик внедрения систем непрерывного профессионального образования, должно выступать Национальное объединение изыскателей.

Е.Я.Наградова,
А.В.Акимов,
А.В.Стрельцов