Новации законодательства о градостроительной деятельности. Единый государственный реестр заключений экспертизы

Ассоциация саморегулируемая организация
"Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства "Центризыскания". (Ассоциация СРО "Центризыскания")

+ 7 (495) 787-71-91
+ 7 (495) 926-77-16 (для сотовых)
129090, Москва, Большой Балканский пер., д.20, стр.1

Проект изменений в Градкодекс в части реформирования института строительной экспертизы в ближайшее время будет опубликован для общественного обсуждения

Необходимость скорейшего вынесения на общественную экспертизу проекта изменений в Градостроительный кодекс, согласованного членами Межведомственной рабочей группы при Минстрое России, отметила заместитель Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации

 

В минувшую пятницу 25 июля 2014 года в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации под председательством заместителя Министра Натальи Антипиной прошло первое заседание Межведомственной рабочей группой по улучшению инвестиционного климата и снятию административных барьеров в сфере строительства.

 
 
 

Особое внимание в ходе совещания было уделено вопросам исполнения поручений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака, касающимся совершенствования института экспертизы проектной документации.

«Отмечая продуктивную работу Мосгосэкспертизы, Национального объединения застройщиков жилья, Национального объединения изыскателей и Национальной палаты экспертов в строительстве в части разработки проектов нормативных правовых актов, призываю все профессиональное сообщество активнее подключаться к обсуждению и совместной корректировке законодательства в сфере экспертизы»

Наталья Антипина также подчеркнула необходимость максимального ускорения согласования соответствующего проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации».

Ключевым спорным вопросом в положениях проектируемой системы строительной экспертизы стало, прежде всего, распределение полномочий по контролю за организациями экспертизы между Минстроем России и Росаккредитацией. Так, представители Минстроя России, мотивируя отсутствием кадрового ресурса для проверки качества выдаваемых организациями негосударственной экспертизы заключений, высказали мнение о необходимости сохранения и расширения таких контрольных функций в компетенции Росаккредитации. Другие участники дискуссии, напротив, были едины во мнении о целесообразности передачи Минстрою России полномочий по контролю за качеством всей экспертизы посредством создания экспертной комиссии. В состав комиссии, как предполагается, должны войти представители как федеральных органов исполнительной власти, так и независимые эксперты, способные квалифицированно разобрать спорные ситуации и дать свое заключение о правильности сделанных при оценке соответствия выводов.

Дополнительный аргумент в пользу последней позиции также высказал директор ООФ «Центр качества строительства» Николай Малышев:

«Предложение о распределении контрольных функций между Минстроем и Росаккредитацией не учитывает необходимость и обязательность выработки единой административной практики при обжаловании как заключений государственной экспертизы, так и заключений негосударственной экспертизы, а также простое отсутствие в Росаккредитации специалистов для профессиональной оценки качества выдаваемых заключений экспертизы»

Широкую дискуссию вызвал вопрос о перечне возможных заявителей по заключениям, несоответствующим требованиям законодательства. Участвовавший в заседании член Межведомственной рабочей группы, генеральный директор НП «Центризыскания», председатель Комиссии по ценообразованию и экспертизе НОИЗ Андрей Акимов заявил:

«Открывая перечень лиц, имеющих право жаловаться в экспертную комиссию, мы получим не только вал заявлений от жителей, в большинстве своем которые не могут компетентно определить качество проведенной оценки и ее результат, но и огромное количество сфабрикованных бумаг, присылаемых в рамках конкурентной борьбы. Предлагаю ограничить круг заявителей объединениями юридических, физических лиц (при наличии соответствующих положений в уставе объединения), лицами, осуществившими подготовку проектной документации или выполнившими инженерные изыскания, саморегулируемыми организациями, членами которой являются указанные лица (при наличии соответствующих положений в уставе саморегулируемой организации), органами (организациями), уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора). Таким образом, мы выстроим объективный фильтр и четкую вертикаль, по которой могут подаваться такие заявления»

Необходимо отметить, что после довольно долгого периода времени, в течении которого много раз менялось руководство Минстроя России и, практически, отсутствовал диалог профессионального сообщества с госрегулятором, наконец началась конструктивная работа и давно сформулированные инициативы получают свой отклик в министерских кабинетах на Садовой-Самотечной.

Информационно-аналитический отдел