РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ ЭКСПЕРТИЗЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И УПРОЩЕНИЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР

Ассоциация саморегулируемая организация
"Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства "Центризыскания". (Ассоциация СРО "Центризыскания")

+ 7 (495) 787-71-91
+ 7 (495) 926-77-16 (для сотовых)
129090, Москва, Большой Балканский пер., д.20, стр.1

Интервью Андрея Акимова по итогам конференции в Ханты-Мансийске

Интервью генерального директора ЦИЗ А.В. Акимова по итогам Всероссийской конференции в Ханты-Мансийске, на которой было решено создать Национальную палату экспертов

 

26-27 ноября в Ханты-Мансийске прошла Всероссийская конференция по актуальным вопросам экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Рассматривались на ней и другие темы: контроль в области долевого строительства, порядок страхования, развитие рынка арендного жилья. Но главным пунктом форума, организованного Национальным объединением застройщиков, НОП, НОИЗ и правительством ХМАО, все же была экспертиза. Рассказать о решениях конференции мы попросили одного из ее организаторов, генерального директора НП «Центризыскания», руководителя Комиссии НОИЗ по ценообразованию и экспертизе Андрея Акимова.

 
 
 

Андрей Викторович, ваша конференция в Ханты-Мансийске могла бы затеряться в череде осенне-зимних конгрессов и форумов, если бы не одно «но». А именно – выдвинутая на ней идея создать Национальную палату экспертов, которая стала бы институтом саморегулирования физических лиц. Учитывая наличие НОЭКС, куда входят десятки экспертных организаций, идея объединения физических лиц-экспертов не просто оригинальна, но и уникальна. Хотелось бы услышать Ваш комментарий по этой инициативе.

Я бы не стал подчеркивать оригинальность этой идеи. Еще лет пять назад, когда закладывались основы саморегулирования в строительной сфере, такой подход предлагали многие авторитетные люди. То есть, сформировать через профессиональные общественные организации круг аттестованных специалистов-изыскателей и уже из их состава создавать саморегулируемые организации. Но тогда эти мнения не были услышаны, СРО были созданы как объединения юридических лиц, предпринимателей, а не профессионалов-специалистов. Поэтому сейчас мы как-бы возвращаемся к истокам, хотим попробовать строить саморегулирование на других началах, не ломая созданное, а анализируя упущенное, вписывая новые элементы в созданный каркас.

Из Ваших слов вытекает, что Палата экспертов не будет конкурентом НОЭКСу?

  • Она будет помощником всего экспертного сообщества. Посудите сами, сейчас многие эксперты, особенно в мелких организациях, несмотря на большой практический опыт, остались брошенными в плане повышения своей квалификации и карьерного роста. Существующая система аттестации экспертов Госстроя-Минстроя с последними новациями не улучшила ситуацию с кадрами. Модернизация вопросов и системы подготовки к сдаче экзаменов приводит сейчас к почти стопроцентной сдаче экзаменов всеми желающими. Это значит, что скоро рынок экспертов умножится за счет людей, просто натренированных сдавать несложный компьютерный тест по вопросам, которые не особенно нужны профессиональному эксперту.

Мы считаем, что экспертами в строительстве могут быть только специалисты, подтвердившие свой опыт перечнем выполненных работ, заручившиеся поддержкой не менее двух авторитетных поручителей, сдавшие экзамен с правильно составленными вопросами и имеющими 5-летний опыт профессиональной деятельности. Я абсолютно уверен, что в ведомственных недрах не может родиться нормальная методика подготовки и сдачи экзаменов для профессионалов в области строительной экспертизы.

Мы хотим эту систему изменить с помощью Национальной палаты, которая сформирует стандарт специалиста-эксперта, выработает более жесткие требования. В круг будущих задач Палаты войдет обеспечение повышения квалификации экспертов, юридическая защита прав экспертов, информационное обеспечение, снабжение методическими материалами. Словом, упор будет сделан на помощь физическому лицу в его профессиональной деятельности, на повышение его благосостояния. Где-то Палата по своим функциям приближается к профсоюзу.

Ну а чем все-же будет заниматься НОЭКС?

  • У него много других задач, тех же, чем он и сейчас занимается: защитой прав экспертных организаций, выработкой стратегии развития института экспертизы, лоббированием законопроектов, методологией разрешения конфликтных ситуаций. Я знаю также, что НОЭКС готовит проект «дорожной карты» по экспертизе. Этот перечень как раз и показывает, что руки у НОЭКС к нуждам рядовых экспертов могут и не дойти, нужен индивидуальный подход, что постарается обеспечить Палата.

Каковы сроки, организационные меры, практические шаги по созданию Палаты?

  • Группа инициаторов-учредителей, а это авторитетные специалисты и руководители экспертных организаций и объединений планируют провести в конце января 2014 года учредительный съезд, на котором предусматривается формирование руководящих органов и выработка проектов основных внутренних документов. Пока скромное финансирование дадут инициаторы, а затем мы рассчитываем на членские взносы. Они будут необременительными – скажем, тысяча рублей в год с члена Палаты. Кстати, мы хотим и руководителям НОЭКС предложить участвовать в создании Палаты и уверены, что многие из них дадут свое согласие.

Вернемся к конференции в Ханты-Мансийске. Какие еще примечательные решения были на ней приняты?

Во-первых, участники единодушно поддержали необходимость сохранения обязательности института негосударственной экспертизы проектной документации и результатов изысканий для объектов капитального строительства нормального уровня ответственности. Это единодушие и понимание особенно важно на фоне совсем недавних споров о судьбе негосударственной экспертизы, о правомочии и значении ее заключений. Короче говоря, негосударственной экспертизе быть! Во-вторых, сложилось мнение, что только Минстрой России должен быть единым контрольно-надзорным органом по экспертным организациям всех форм собственности.

В третьих, сформулирована просьба к Минстрою о подготовке ведомственного акта о новой единой форме экспертного заключения для организаций государственной и негосударственной форм собственности и едином порядке ведения реестров выданных заключений.

В итоговой резолюции конференции речь шла и о «дорожной карте» развития строительной экспертизы?

  • Да, это так. Перечисленные ниже пункты как раз и входят в эту «дорожную карту». Но с моей личной точки зрения, эффективнее действовать точечно. А именно, добиваться раз за разом принятия ведомственных решений по конкретным вопросам. И по упомянутой единой форме экспертного заключения, и, скажем, о запрете демпинга на торгах, об информационной открытости. Это проще, чем создавать программный документ и тратить массу времени и сил на его согласование и утверждение.

Хочу отметить и еще один примечательный факт. На конференции в Ханты-Мансийске было отвергнуто предложение Госстройнадзора вводить элементы экспертизы в сферу долевого малоэтажного строительства. Дескать, оно избыточное, обременительное. Но спустя две недели на Совете НОЗА это предложение было принято, поскольку на этом рынке царит беспредел и пора принимать меры. И дело не только в хаосе, но и в том, что качественная экспертиза проекта и результатов изысканий, на которую будет условно затрачен 1 миллион рублей, даст 10-процентную прибавку в увеличении жилого фонда или 10 миллионов в стоимостном выражении. Так что экспертиза дорогого стоит!

Пресс-служба ЦИЗ