ВНИМАНИЕ!

Ассоциация саморегулируемая организация
"Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства "Центризыскания". (Ассоциация СРО "Центризыскания")

+ 7 (495) 787-71-91
+ 7 (495) 926-77-16 (для сотовых)
129085, Москва, Проспект Мира 95, строение 1, 12 этаж

Практическое саморегулирование: важные суждения и оценки

Анализ и характеристика требований 372-го Федерального закона стали главной темой состоявшейся 15 декабря Международной конференции «Практическое саморегулирование -2016», в которой приняло участие свыше 350 участников.

 

Пресс-служба ЦИЗ решила дать краткое изложение основных тем и проблем, поднятых в выступлениях представителей Национальных объединений и СРО по поводу этого закона и необходимости уточнения и коррекции его основных положений.

 
 
 

Юлия Илюнина, член Совета НОПРИЗ, председатель комитета по саморегулированию.

Коснувшись проблемы фонда обеспечения договорных обязательств, она подчеркнула, что ответственность членов СРО за исполнение договорных обязательств несет в себе для них весьма серьезную угрозу. Анализ показывает, что порядка 80% неисполненных контрактов появляются по вине заказчика, а не подрядчика. При этом закон не регулирует ответственность заказчика, а автоматически возлагает вину за все срывы на подрядчика и СРО, в которой он состоит. В этой ситуации СРО будет постоянно платить из компфонда за срыв договоров, а члены СРО будут постоянно «скидываться» на пополнение компфонда ОДО.

При этом правовое положение компфонда ОДО до конца не прописано, и сейчас НОПРИЗ разработал положение о его формировании, которым готов поделиться с коллегами. Отметим также, что органы власти должны были выпустить в развитие закона около 15 нормативных документов, но пока не выпустили ни одного, за исключением письма ЦБ со списком банков, где можно открывать данные счета, сказала Ю. Илюнина.

А вопросов много. Например, учитываются ли в компфонде ОДО средства исключенных из СРО организаций? Что делать с исключенным членом СРО, который продолжает работу по другим контрактам?

Поскольку дыр в законе много, наиболее предприимчивые СРО пользуются ими, как хотят: кто-то устанавливает «взнос за выход», когда уходящий член СРО должен заплатить членские взносы вперед за полгода; кто-то доказывает, что в законе не установлены требования о перечислении всего компфонда СРО, а поэтому можно открыть спецсчет и положить на него минимальную сумму. Кто-то просто отказывается отдавать уходящим компаниям взнос в компфонд и отправляет их в суд — а это тяжба на годы при том, что компании нужно работать, а не ждать судебных решений.

Юлия Илюнина сообщила, что сейчас в НОПРИЗе идет подготовка сборника вопросов и ответов по реализации положений Федерального закона № 372, в который войдут все вопросы саморегулируемых организаций с ответами и разъяснениями органов государственной власти и национальных объединений.

С кратким перечнем проблем, с которыми сталкиваются строительные организации при переходе из одного регионального СРО в другое, выступила член Совета НОСТРОЙ Татьяна Бармина.

По данным НОСТРОЙ, зачастую руководство «старого» СРО принуждает писать заявление о выходе, а не о переходе, что влечет за собой невозвращение компенсационного фонда. Практикуются отказы в приеме уведомления. Звучат отказы в перечислении средств Компфонда под предлогом отсутствия средств, есть случаи исключения из СРО без предварительного 2-месячного предупреждения. Докладчица призвала строительные организации сообщать о подобных случаях в НОСТРОЙ для принятия мер по их пресечению, а также обращаться в суд.

Вице-президент НОПРИЗ Александр Гримитлин рассказал о взаимосвязи профессиональных стандартов, квалификационных стандартов СРО и национальных реестров специалистов СРО.

Согласно изменениям в Градостроительный кодекс РФ, национальные объединения в области инженерных изысканий, проектирования и строительства будут вести национальные реестры специалистов (НРС). Для занесения в реестр своих данных профессионалы отрасли должны соответствовать требованиям квалификационного стандарта (утверждается СРО), базирующегося на профессиональном стандарте (утверждается государством). Каждый член СРО должен иметь в штате не менее двух специалистов.

Участники секции, на которой выступал А. Гримитлин, пришли к выводу о необходимости отражения информации о прохождении внесенным в национальный реестр специалистом оценки квалификации по соответствующему профессиональному стандарту. Поскольку в ч. 11 ст. 55.5.1 Градостроительного кодекса не предусмотрена возможность отражения в Реестре иной информации, чем та, которая указана в законе (ФИО, вид работ, дата принятия решения о включении), предлагается внести соответствующее изменение в Градостроительный кодекс РФ и позволить Национальным объединениям вносить информацию о прохождении независимой оценки квалификации при ее наличии.

Наличие в Национальном реестре специалистов информации о независимой оценке квалификации будет являться серьезным мотивационным инструментом для внедрения независимой оценки в практику, будет стимулировать специалистов к совершенствованию квалификации, обновлению знаний и, как следствие, повысит конкурентоспособность на рынке труда.

Также была признана необходимость дополнить часть 9 ст. 55.5.1 ГрК РФ правом национальных объединений на исключение из национального реестра, в случае установления факта предоставления недостоверных документов, поскольку в Градостроительном кодексе РФ за национальными объединениями не закреплено право на исключение из реестра по итогам проверки.

Заместитель министра экономического развития России Савва Шипов, (он сейчас курирует в министерстве проблематику саморегулирования вместо Олега Фомичева) подчеркнул, что тема саморегулирования для его ведомства очень актуальна, поскольку, по его словам, альтернативы ему как инструменту развития цивилизованного рынка просто не существует. В настоящее время разработан и внесен в правительство законопроект о масштабной реформе контроля и надзора, а на его основе создается приоритетный проект, и в этой связи вопросы работы системы СРО приобретают особое значение.

«Те изменения, которые сейчас происходят, происходят в более ускоренном режиме, чем это было даже 10 лет назад, - продолжал он. - Современные технологии меняют производство, меняют организацию бизнеса, меняют отношения между различными участниками рынка. С этой точки зрения регулирование и контроль, которые осуществляются органами государственной власти, по определению всегда менее мобильны. Они не умеют в силу бюрократических ограничений, существующего правового регулирования быстро адаптироваться под изменения, которые нужны для эффективного ведения бизнеса. И с этой точки зрения саморегулирование приобретает новые смыслы как институт, который позволяет быстрее адаптироваться под перемены, быстрее контролировать новые вызовы. Делать более гибкую систему отношений и выстраивать контроль уже не со стороны государства, а со стороны СРО таким образом, чтобы бизнес быстрее развивался», - отметил С. Шипов.

Представитель МЭР признал наличие у института нерешенных проблем, а также необходимость внесения изменений в законодательство. Дальнейшая работа, по его мнению, должна проводиться по нескольким направлениям. Это принятие и выполнение стандартов, а также изменение подходов к проверкам членов СРО. По предложению ряда предпринимательских объединений, которое поддерживает МЭР, в рамках единого закона о контрольно-надзорной деятельности следует отменить дублирующие проверки членов СРО. Документом, который уже готов к внесению в правительство, закрепляется норма об освобождении пока только от плановых госпроверок. По словам Шипова, это станет первым шагом в этом направлении.

«Здесь все зависит от того, какие основания для этих плановых и внеплановых проверок существуют. С нашей точки зрения, в случае возникновения серьезных угроз внештатных ситуаций, государство должно иметь право и возможность вмешаться для того, чтобы предотвратить причинение вреда, ущерб жизни, здоровью, имуществу граждан. Такая компромиссная модель - это то, что сейчас можно предложить в качестве повестки на будущее», - рассказал замминистра. Он выразил надежду, что в новом году поправки будут приняты.

Пресс-служба ЦИЗ