Ассоциация саморегулируемая организация "Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства "Центризыскания" (Ассоциация СРО "Центризыскания")
Статья директора Департамента развития федеральной контрактной системы К.И. Степанова
Впервые о необходимости публичного обсуждения сверхдорогих госзакупок было заявлено еще зимой. 30 января Владимир Путин опубликовал статью «О наших экономических задачах», в которой подчеркнул, что крупные закупки свыше 1 млрд. руб. должны проходить процедуру обязательного публичного обсуждения. Соответствующие положения позже были включены в указ президента от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
Сейчас система обсуждения крупных закупок находится еще в стадии становления. И именно в этот момент многие участники госзакупочной отрасли пытаются перетащить одеяло на себя. В частности, существует мнение, что было бы целесообразно проводить общественное обсуждение крупных закупок в формате парламентских слушаний и на них приглашать закупщиков, опубликовавших столь крупный лот.
Впрочем, такая конструкция «прогибается» под тяжестью статистических цифр. Только с 1 января 2012 года на сайте опубликовано более 180 закупок с ценой более 1 млрд. руб. Трудно представить, чтобы все они выслушивались и анализировались в Госдуме на отдельных слушаниях. У депутатов просто не хватит времени.
В Минэкономразвития предлагают альтернативный вариант «миллиардного краудсорсинга». 12 марта на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru стартовала «пилотная» система общественного обсуждения — на специально созданный раздел мог зайти каждый желающий. Чтобы «неравнодушным» было легче ориентироваться, на главной странице был вывешен список всех контрактов свыше 1 млрд. руб.
В развитие «пилотного» проекта Минэкономразвития подготовило Порядок общественного обсуждения крупных закупок, при разработке которого были учтены предложения общественности, представителей бизнеса, органов исполнительной власти. Отныне процедура общественного обсуждения стала двухэтапной.
Первый этап — дистанционное обсуждение заказов на форуме официального сайта. Причем принять участие в дискуссии может каждый, вне зависимости от страны проживания и «причастности» к госзакупке. Ответить на вопросы представитель заказчика должен максимум за два дня. После того как все вопросы были заданы, а ответы на них получены, заказчик формирует промежуточный протокол общественного обсуждения, который направляется в ФАС (антимонопольное ведомство вправе по итогам анализа информации провести проверку) и размещается на официальном сайте.
Для удобства пользователей мы осуществили доработку функционала сайта. На главной странице размещен красочный баннер, приглашающий в раздел форума, на котором проводится общественное обсуждение крупных закупок. Обеспечен быстрый переход по ссылкам со страницы форума в конкурсную документацию. Все желающие могут заполнить анкету, которая помогает выразить свое видение целесообразности закупки и обоснованности ее цены. Для заказчиков опубликовано руководство по использованию функционала сайта при проведении процедуры общественного обсуждения.
Второй этап — своеобразная очная ставка. Заказчик обязан разместить объявление о времени и месте проведения публичных слушаний и направить по электронной почте приглашения принять участия в публичных слушаниях всем желающим. На заседание могут прийти также представители контролирующих органов, депутаты и все, кому тема сверхкрупных закупок интересна.
По итогам публичных слушаний заказчик может принять одно из двух решений: о продолжении торгов или внесении в документацию о торгах изменений. Это решение фиксируется в итоговом протоколе обсуждения, который также размещается на официальном сайте.
С 10 августа обязанность общественного обсуждения крупных закупок возложена только на федеральных заказчиков. Для региональных и муниципальных проведение процедуры общественного обсуждения — пока что только рекомендация.
Главная проблема на пути к краудсорсингу сверкрупных закупок — отсутствие четкой системы планирования закупок. Так, в соответствии с законом №94-ФЗ единственным документом, который обязаны разрабатывать заказчики и который содержит сведения о предстоящих закупках, является план-график размещения заказов. И все! А ведь это документ, который должен помогать участникам рынка ориентироваться в спросе на определенные товары, работы и услуги. Сейчас же по своему содержанию планы-графики недостаточно информативны: они содержат только обобщенные сведения о предмете торгов. А официальные документы, например техзадания, сметы, проекты, определяющие объект закупки, появляются только на этапе опубликования извещения о торгах на официальном сайте.
Впрочем, с вступлением в силу законопроекта о Федеральной контрактной системе (в рамках которой Минэкономразвития и предлагает развивать систему общественного обсуждения) ситуация урегулируется: будет введена стадия прогнозирования и планирования закупок, которая позволит начинать обсуждение крупных закупок на более ранней стадии. Кроме того, обязанность общественного обсуждения крупных закупок будет распространена на всех заказчиков.
Минэкономразвития посредством официального сайта внимательно следит за тем, как федеральные заказчики выполняют поручение правительства, а региональные заказчики прислушиваются к данным им рекомендациям. Соответствующая информация будет докладываться в правительство.
В ноябре правительству поручили отменить до января множество актов с обязательными требованиями, соблюдение которых оценивают при госконтроле или надзоре. Неотмененные акты, вступившие в силу до 2020 года, разрешили не соблюдать с 2021 года. Однако правительство опубликовало перечень документов, которые по-прежнему обязательны. ...
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 539-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Изменились правила ведения реестра недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ. ...
Президент, члены Правления, генеральный директор и сотрудники Ассоциации СРО «Центризыскания» от всей души поздравляют коллективы членов нашей СРО с наступающим Новым 2021 годом и Рождеством Христовым! ...
Минстрой России приказом № 867/пр от 25 декабря 2020 года утвердил План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2021 год. Актуальный План содержит предложения по разработке и актуализации 2003 сметных норм, 11 методик нормативных затрат и 7 методик определения сметной стоимости. ...
Более 60% территории России, в том числе Мурманская область, север Архангельской области, Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, большая часть Республики Саха (Якутия), Чукотский автономный округ – это районы распространения многолетнемерзлых грунтов, так называемая, криолитозона. ...
По мнению Верховного Суда, факт установления в отношении земельного участка вида разрешенного использования (ВРИ), не предусмотренного градостроительным регламентом (ГР) территориальной зоны, к которой он в настоящее время отнесен, не является основанием для отказа в согласовании местоположения границ земельного участка. ...
Приказ Росреестра от 18.11.2020 N П/0436 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии лицензионного контроля геодезической и картографической деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2020 N 61722) ...
Приказ Минстроя России от 30.11.2020 N 734/пр «Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61581) ...
Федеральный закон от 22.12.2020 N 435-ФЗ «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ...
Замминистра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков на заседании экспертного Совета Государственной Думы по градостроительству представил Обзор основных изменений в градостроительном законодательстве c июня 2019 года по июль 2020 года (от 151-ФЗ до 264-ФЗ). ...
Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». ...
Минстрой России готовит Изменение СП 20 «Нагрузки и воздействия», в том числе в части требований к учету снеговых и ветровых нагрузок на здания и сооружения. ...
Президент, члены Правления и коллектив Ассоциации СРО «Центризыскания» поздравляют генерального директора Супрович Александра Анатольевича с Днём Рождения! ...
Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 524 «Об утверждении требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2020 N 61430) ...
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минстроем России размещен для общественного обсуждения проект Указа Президента Российской Федерации «Об установлении почетного звания «Заслуженный изыскатель Российской Федерации». ...
Впервые о необходимости публичного обсуждения сверхдорогих госзакупок было заявлено еще зимой. 30 января Владимир Путин опубликовал статью «О наших экономических задачах», в которой подчеркнул, что крупные закупки свыше 1 млрд. руб. должны проходить процедуру обязательного публичного обсуждения. Соответствующие положения позже были включены в указ президента от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».