ВНИМАНИЕ!

Ассоциация саморегулируемая организация
"Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства "Центризыскания"
(Ассоциация СРО "Центризыскания")

+ 7 (495) 787-71-91
+ 7 (495) 926-77-16 (для сотовых)
123154, Москва, ул. Маршала Тухачевского, д.20, стр.2

Перечень обязательных нормативно-технических документов в строительной отрасли вновь пересматривается!

Соответствующий проект размещен на портале https://regulation.gov.ru/

 

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен для общественного обсуждения проект  постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. № 985»

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25 мая 2020 г. № Пр-843 и поручением Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 23 июля 2020 г. № ММ-П16-8190, а также в соответствии с пунктом 5 Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 29 июня 2020 г. № МХ-П16-100пр Минстроем России выполняется оптимизация (сокращение) обязательных требований в строительстве.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. № 985» (далее – проект постановления, Перечень), разработан в целях сокращения частей национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ), в настоящее время содержащихся в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2020 г. № 985 (далее – Перечень № 985), за счет:

1. Исключения дублирования требований, относящихся к нескольким видам безопасности, в том числе к требованиям пожарной безопасности.

На основании согласительных совещаний между Минстроем России и МЧС России, проведенных в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 17 июня 2020 г. № МХ-П16-88пр по вопросам рассмотрения замечаний и предложений МЧС России, перечень, прилагаемый к проекту постановления (относительно Перечня № 985) сокращен на 105 пунктов, дублирующих требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Протокол Минстроя России от 31 июля 2020 г. № 556-ПРМ-ДВ).

Указанные требования исключены из следующих сводов правил:

1. из СП 19.13330.2019 «Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка (СНиП II-97-76 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий») – исключен 1 пункт, 2 требования;

2. из СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» – исключены 3 пункта, 6 требований;

3. из СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» – исключен 1 пункт, 1 требование;

4. из СП 43.13330.2012 «СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий» – исключен 1 пункт, 1 требование;

5. из СП 54.13330.2016 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» – исключены 22 пункта, 38 требований;

6. из СП 56.13330.2011 «СНиП 31-03-2001 Производственные здания» – исключены 2 пункта 3 требования;

7. из СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» – исключен 1 пункт, 2 требования;

8. из СП 61.13330.2012 «СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов» – исключены 2 пункта, 4 требования;

9. из СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны» – исключен 1 пункт, 1 требование;

10. из СП 89.13330.2016 «СНиП II-35-76 Котельные установки» – исключены 3 пункта, 5 требований;

11. из СП 90.13330.2012 «СНиП II-58-75 Электростанции тепловые» – исключены 3 пункта, 5 требований;

12. из СП 91.13330.2012 «СНиП II-94-80 Подземные горные выработки» – исключен 1 пункт, 2 требование;

13. из СП 92.13330.2012 «СНиП II-108-78 Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений» – исключен 1 пункт, 1 требование;

14. из СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей» – исключены 37 пунктов, 65 требований;

15. из СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» – исключены 5 пунктов, 9 требований;

16. из СП 120.13330.2012 «СНиП 32-02-2003 Метрополитены» – исключен 1 пункт, 2 требования;

17. из СП 122.13330.2012 «СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные» – исключены 12 пунктов, 21 требование;

18. из СП 123.13330.2012 «СНиП 34-02-99 Подземные хранилища газа, нефти и продуктов их переработки» – исключен 1 пункт, 1 требование;

19. из СП 128.13330.2016 «СНиП 2.03.06-85 Алюминиевые конструкции» – исключены 7 пунктов, 12 требований.

 

2. Исключения ряда избыточных требований.

На основании поступивших от профессионального сообщества предложений Перечень (относительно Перечня № 985) сокращен в части требований, содержащих ссылки на документы добровольного применения, ссылки на документы Роспотребнадзора и другие нормативные правовые акты, которые и так подлежат обязательному применению, положений декларативного характера.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ в обязательный Перечень могут включаться документы и их части, содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений. Ряд пунктов сводов правил не включен в Перечень, так как не содержит требований безопасности, а лишь устанавливает способы реализации этих требований,
их применение на обязательной основе может привести к необходимости разработки специальных технических условий.

Также в Перечне (относительно Перечня № 985) исключен ряд пунктов (35 пунктов из 17 СП), устанавливающих требования к дополнительным согласованиям градостроительной и проектной документации, не предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, по предложениям профессионального сообщества сокращен ряд безальтернативных требований, являющихся по сути разъяснениями, ряд дополнительных специфических требований по обеспечению безопасности, не охватываемых фундаментальными общими требованиями, требования, ограничивающие применение новых эффективных материалов и конструкций, требования, которые носят рекомендательный характер, требования, относящиеся к области технико-экономического обоснования принятых решений, но при этом не относящиеся к обеспечению безопасности зданий и сооружений.

 

3.   Исключения ряда документов целиком.

Из Перечня (относительно Перечня № 985) исключены следующие нормативные технические документы:

1. ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

Обоснование: данный стандарт не содержит уникальных требований безопасности, кроме того, отсутствует законодательно закрепленная возможность контроля исполнения требований ГОСТ со стороны государственных контролирующих органов.

 2. ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

Обоснование: данный стандарт содержит требования к безопасности дорожного движения, которые согласно части 3 статьи 3 Федерального закона № 384-ФЗ не входят в его сферу действия.

3. СП 26.13330.2012 «СНиП 2.02.05-87 «Фундаменты машин с динамическими нагрузками».

Обоснование: данный свод правил не содержит требований безопасности, а лишь устанавливают способы реализации этих требований.

4. СП 33.13330.2012 «СНиП 2.04.12-86 «Расчет на прочность стальных трубопроводов».

Обоснование: данный свод правил не содержит требований безопасности, а лишь устанавливают способы реализации этих требований.

5. СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги».

Обоснование: Наличие ТР ТС - 014 – 2011 «Безопасность автомобильных дорог» создает предпосылки для «двойного регулирования».

 6.  СП 45.13330.2017 «СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».

Обоснование: согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, строительный надзор и строительный контроль осуществляется на предмет соответствия выполнения работ требованиям технических регламентов, отсутствует законодательно закрепленная возможность контроля исполнения требований СП со стороны государственных контролирующих органов.

 7. СП 46.13330.2012 «СНиП 3.06.04-91 «Мосты и трубы».

Обоснование: Наличие ТР ТС - 014 – 2011 «Безопасность автомобильных дорог» создает предпосылки для «двойного регулирования». Кроме того, отсутствует законодательно закрепленная возможность контроля исполнения требований СП со стороны государственных контролирующих органов.

8. СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

Обоснование: согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, строительный надзор и строительный контроль осуществляется на предмет соответствия выполнения работ требованиям технических регламентов, отсутствует законодательно закрепленная возможность контроля исполнения требований СП со стороны государственных контролирующих органов.

9. СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги».

Обоснование: Наличие ТР ТС - 014 – 2011 «Безопасность автомобильных дорог» создает предпосылки для «двойного регулирования». Кроме того, согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, строительный надзор и строительный контроль осуществляется на предмет соответствия выполнения работ требованиям технических регламентов, отсутствует законодательно закрепленная возможность контроля исполнения требований СП со стороны государственных контролирующих органов.

10. СП 79.13330.2012 «СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний».

Обоснование: Наличие ТР ТС - 014 – 2011 «Безопасность автомобильных дорог» создает предпосылки для «двойного регулирования», отсутствует законодательно закрепленная возможность контроля исполнения требований СП со стороны государственных контролирующих органов.

11. СП 86.13330.2014 «СНиП III-42-80* «Магистральные трубопроводы».

Обоснование: согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, строительный надзор и строительный контроль осуществляется на предмет соответствия выполнения работ требованиям технических регламентов, отсутствует законодательно закрепленная возможность контроля исполнения требований СП со стороны государственных контролирующих органов.

Таким образом, Перечень (относительно Перечня № 985) сокращен более, чем на 3800 пунктов стандартов и сводов правил.

Реализация проекта постановления не потребует дополнительных затрат для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В проекте постановления присутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

Вместе с тем Перечнем (относительно Перечня 985) не вводится новых обязательных требований.

Проектом постановления во исполнение части 4 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и с учетом сроков вступления в силу изменений, вносимых в настоящее время в своды правил, части которых указаны в перечне, предусмотрен особый порядок его вступления в силу с 1 сентября 2021 г. и действия до 1 сентября 2027 г., а также переходные положения, связанные с установлением возможности проверки результатов инженерных изысканий и проектной документации, разработанных до вступления в силу проекта постановления, на предмет соответствия ранее установленным требованиям.

Дата окончания публичного обсуждения - 22 февраля 2021 года.

Предложения необходимо размещать на странице проекта на портале https://regulation.gov.ru/projects#npa=112822, раздел "Размещение текста проекта" - "Ваши предложения" (требуется регистрация), а также направлять на адрес электронной почты Elena.Nikitina@minstroyrf.ru и в копии - infociz@mail.ru (до 17 февраля 2021 года).

Документы:

Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение

Пояснительная записка

Предложения и замечания просьба направлять по прилагаемой форме в формате "*.docx".

Форма замечаний и предложений