Ассоциация саморегулируемая организация
"Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства "Центризыскания". (Ассоциация СРО "Центризыскания")

+ 7 (495) 787-71-91
+ 7 (495) 926-77-16 (для сотовых)
129085, Москва, Проспект Мира 95, строение 1, 12 этаж

Подготовлены законодательные поправки, направленные на реализацию механизма "регуляторной гильотины" в сфере градостроительной деятельности

Проект Федерального закона О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации

 

Ознакомиться 

Regulation.gov.ru ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс ‎Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Regulation.gov.ru ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс ‎Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" 02.12.2019

Разработчиком проекта (Минстрой России) в целях реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины" предлагается ​ внести изменения в структуру нормативного регулирования (без изменения обязательных требований) с сохранением текущей системы нормативного регулирования с переносом обязательных требований с подзаконного на законодательный уровень.

В частности, поправками в Градостроительный кодекс РФ в том числе корректируется порядок аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и/или экспертизы результатов инженерных изысканий, а также закрепляется порядок аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и/или негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий (в настоящее время аналогичный порядок аккредитации предусмотрен актом Правительства РФ).

В Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" корректируются требования к документам, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований этого федерального закона.

Законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» разработан на основании пункта 3 Плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 29 мая 2019 г. № 4714п-П36.

Размещенным на сайте https://regulation.gov.ru/projects#npa=97558 и https://regulation.gov.ru/projects#npa=97687 законопроектом, с учетом проведенного анализа, а также принципов приоритета законодательного уровня регулирования и борьбы с внешними рисками, определенного «Регуляторной гильотиной», предлагается внести изменения в структуру нормативного регулирования (без изменения обязательных требований):

В части саморегулирования в изысканиях, проектировании и строительстве

  1. Исключается условие о том, что Стандарты СРО и внутренние документы СРО не могут противоречить стандартам на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, утвержденным соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.
  2. Требования к специалистам – кандидатам в НРС смягчены и допускается вместо высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства наличие высшего технического образования и профессиональной переподготовки по специальности, направлению подготовки в области строительства по типовым дополнительным профессиональным программам, реализуемым образовательной организацией.
  3. Теперь в ГрадКодексе устанавливается четкий срок принятия решения о включении сведений о физическом лице в национальный реестр или об отказе во включении сведений о физическом лице в национальный реестр соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций - в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления и документов от физического лица, подтверждающих его соответствие минимальным требованиям. При этом Порядок включения сведений о физическом лице в национальные реестры специалистов и их исключение из таких реестров больше не утверждается Минстроем России
  4. Из полномочий контроля СРО за членами исключается контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, утвержденных соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций. Исключается и применение мер дисциплинарного воздействия при несоблюдении таких стандартов.
  5. При исключении СРО из госреестра устанавливается обязанность зачисления на специальный банковский счет Национального объединения в том числе компенсационного фонда, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля 2016 года.
  6. При этом Национальное объединение будет обязано в течении одного рабочего дня, следующего за днем зачисления таких средств, разместить информацию об их объеме на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  7. Устанавливается закрытый перечень отказа Национального объединения в удовлетворении заявлений о перечислении средств компенсационного фонда бывшего члена СРО, исключенной из госреестра, в новую СРО: - отсутствия сведений о таком члене в Едином реестре членов саморегулируемых организаций; - отсутствие в день принятия решения по такому заявлению средств бывшей СРО на спецсчете Национального объединения или отсутствие нераспределенных по ранее поступившим заявлениям о перечислении таких средств компенсационного фонда (фондов); - исключение из госреестра СРО сведений о новой СРО, в которую перешел член.
  8. При этом Порядок взаимодействия Национального объединения СРО и саморегулируемых организаций в случаях исключения СРО из госреестра больше не утверждается Минстроем России А средства компфондов члена бывшей СРО перечисляются Национальным объединением в новую СРО в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявления, в размере уплаченного таким членом взносов в компфонды исключенной из госреестра СРО, но не более взносов, подлежащего уплате таким лицом в соответствующий компфонд новой СРО;
  9. Требования к банкам для размещения средств компфондов предлагается устанавливать не Правительством РФ, а в ГрадКодексе. При этом средства компфондов размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, имеющих генеральную Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, а также собственные средства (капитал), размер которых рассчитываемый по методике Центрального банка Российской Федерации не может быть менее 100 млрд. руб. по состоянию на последнюю отчетную дату. При этом такие требования не применяются в период участия Центробанка в банкротстве этой кредитной организации или при гарантировании Центробанком на своем сайте непрерывности деятельности такой кредитной организации.
  10. Порядок и сроки перевода денежных средств на спецсчет Национального объединения со спецсчета исключенной СРО предлагается установить Градкодексом, а действующий порядок и по форму, которые установлены Правительством Российской Федерации, аннулировать. При этом устанавливается, что если при исключении СРО из госреестра она вообще не разместила средства любого из компфондов, то к права владельца банковского счета, на котором размещены такие средства, переходят к Национальному объединению.
  11. Порядок и условия размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда в целях сохранения и увеличения их размера, прописывается в ГрадКодексе, Правительством РФ более не устанавливается.
  12. Устанавливается обязанность Ростехнадзора в течение 3 дней со дня исключения СРО из госреестра проинформировать об этом само СРО, Национальное объединение, а также кредитную организацию, в которой размещены средства компфондов такой СРО.
  13. Форма Единого реестра членов СРО более не будет утверждаться Ростехнадзором, а реестр должен содержать информацию, указанную в части 2 статьи 55.17 ГрадКодекса.
  14. Из основных функций Национальных объединений исключается разработка и утверждение стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства;
  15. В предлагаемой редакции плановая проверка деятельности Национального объединения более не проводится. Возможно только проведение внеплановых проверок.

В части требований к безопасности зданий и сооружений

  1. Устанавливается, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требований указанных в части 1 статьи 6 указанного Федерального закона строительных норм и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанный в части 2 статьи 6 Федерального закона перечень, или требований специальных технических условий.
  2. При этом статьей 6 устанавливается, что соблюдение установленных требований обеспечивается применением на обязательной основе строительных норм, утвержденных Минстроем России, и применением на добровольной основе национальных стандартов и сводов правил в сфере строительства, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
  3. Устанавливается, что согласованные СТУ могут являться основанием для включения содержащихся в них требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки в строительные нормы, а также в национальные стандарты и своды правил, применение которых обеспечивает соблюдение требований закона.
  4. Прописывается порядок разработки, публичного обсуждения, экспертизы, утверждения и опубликования строительных норм и исправления в них технических ошибок.
  5. Установлено, что до разработки, утверждения и введения в действие строительных норм в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» на обязательной основе применяются национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), вошедшие в перечень таких стандартов и сводов правил, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Вступление в силу законопроекта предлагается с 1 января 2021 года.

Разработчик законопроекта - Минстрой России

Ответственный за разработку - Бармина Татьяна Николаевна

Электронный адрес для отправки своих предложений - Tatyana.Barmina@minstroyrf.ru

Дата окончания публичного обсуждения - 24 декабря 2019 года.