ВНИМАНИЕ!

Ассоциация саморегулируемая организация
"Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства "Центризыскания". (Ассоциация СРО "Центризыскания")

+ 7 (495) 787-71-91
+ 7 (495) 926-77-16 (для сотовых)
129090, Москва, Большой Балканский пер., д.20, стр.1

Учёный рассказал, чем грозит строительство морского терминала в Приморье

Новый объект угрожает наземным и морским животным, экологии и морским течениям, здоровью и жизни человека

 

Спорную ситуацию, связанную со строительством нового «Морского терминала для перевалки сжиженных углеводородных газов (СУГ)» рядом с бухтой Перевозная в Хасанском районе Приморья компанией ООО «Восток ЛПГ», прокомментировал корреспонденту РИА VladNews главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН, доктор биологических наук, профессор двух университетов: ДВФУ, кафедры биоразнообразия и морских биоресурсов, и Дальрыбвтуза, кафедры водных биоресурсов и аквакультуры Владимир Раков. Приморцы и экологи опасаются, что новое предприятие окажет негативное влияние на экологию и здоровье человека.

 
 
 

«Несомненно, запланированное строительство и эксплуатация объекта по хранению, перегрузке и транспортировке продуктов переработки природного газа вблизи города Владивостока и на его прибрежной морской акватории, а также на особо охраняемой природной территории (ООПТ), представляет большую опасность, как для окружающей среды, так и для здоровья и жизни людей. Для таких опасных объектов в Федеральном Законе «Об охране окружающей среды» даже выделена особая статья 46 – «Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве... объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки». Существуют и другие законы («О шельфе», «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и другие), которые затрагивают этот проект, и которые должны быть учтены в основном документе – ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду).

 

К сожалению, именно этот документ (ОВОС) проекта вызывает многочисленные и серьёзные вопросы, которые проектировщиками обычно или игнорируются, или приводятся весьма поверхностные, не имеющие научной базы, ошибочные ответы. Например, в ОВОС часто утверждают, что на территории или акватории отсутствуют виды растений и животных, занесённые в Красные книги, а также места их обитания и пути миграции, хотя хорошо известно, что они там есть. И таких примеров игнорирования природоохранного законодательства в проектных документах очень много.

 

Однако, вместо того, чтобы сделать проектную документацию в соответствии с требованиями федеральных законов, заказчики объекта строительства и проектировщики делают всё, чтобы «протащить» опасный проект. Для этого, например, обязательные общественные слушания часто проводятся не там, где может пострадать большое количество людей. И не там, где есть специалисты-эксперты, учёные, хорошо знакомые с местными условиями (во Владивостоке), а по ближайшему месту – в небольшом посёлке или деревеньке, где предварительно людей «обработали» (успокоили, наобещали, подговорили...), при малом стечении народа – часто 10-15 человек, из которых несколько местных жителей, а остальные – заказчики и исполнители намечаемой стройки. Чтобы как можно меньше людей пришло на подобные «слушания», объявления об их проведении размещают в малотиражной, районной газете, мелким шрифтом на газетной площади в несколько квадратных сантиметров. Доступ к документам, размещённым до начала слушаний, часто ограничен, например, часами работы сельской библиотеки, и так далее. И, наконец, нередко бывают случаи фальсификации подписей пришедших на слушания, вводятся ограничения для желающих принять в них участия... Короче говоря, редко когда общественные слушания проходят нормально. Вот и запланированные слушания по рассматриваемому опасному объекту будут проводиться в маленьком посёлке Приморском, несмотря на то, что в нескольких километров от него находится крупный посёлок Барабаш, а на против, с другой стороны Амурского залива – город Владивосток.

 

После подобных «слушаний» с заранее подготовленным проектом положительного решения, все документы направляются в Москву, где аналогичных образом будет проведена государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ), также с известным (разумеется, «положительным») заключением. Вот и всё – далее стройке будет дан «зелёный свет».

 

Конечно, такой опасный спроектированный объект не останется незамеченным – будут и собрания, пикеты и митинги, заявления в природоохранную прокуратуру... Вот только остановить такой одобренный беспредел стройки будет уже сложно.

 

По существующим правилам любой опасный проект должен иметь несколько альтернативных вариантов размещения, включая так называемый «нулевой вариант» – отказ от строительства. В них также рассматриваются вопросы экологической безопасности, наряду с экономикой от намечающейся стройки. Однако в последнее время альтернативные варианты не только не предоставляют на экспертизу, но даже и не рассматривают, заявляя где-нибудь в пояснительной записке, типа – «для нас другой альтернативы нет», «только здесь, и нигде больше». Иногда предоставляют на слушаниях так называемую «куклу» – заведомо непроходной вариант. К примеру, размещение газгольдера и терминалов где-нибудь в Золотом Роге. Вот и всё!

 

Основная опасность заключается не только в том, что сжиженные продукты от переработки природного газа сами по себе очень опасны. При взрыве больших его объёмов, взрывная волна будет распространяться на десятки километров, и в радиусе до десяти километров от места взрыва газгольдера будут не только разбитые оконные стёкла, но и разрушенные здания. Такой взрыв по мощности часто сравнивают со взрывом атомной бомбы. При этом может взлететь на воздух не только хранилище в районе его расположения, но и ёмкости судна-газовоза, которое будет находиться в непосредственной близости от Владивостока, по крайней мере, возле южных его островов, где это судно будет проходить проливы.

 

Опасность также в том, что при строительстве морского терминала в Амурском заливе будут выведены из строя большие акватории, относимые к высшей рыбохозяйственной категории, на которой находятся промысловые скопления рыб, ценных видов водорослей (анфельция), двустворчатых моллюсков (гребешок, спизула, анадара и другие), трепанга, ракообразных (крабы, креветки и другие). Также это места миграций и естественных нерестилищ рыб: кета, горбуша, сельдь, навага и другие в прибрежной зоне и в реках. Очевидно, в случае строительства газохранилища и терминала придётся закрыть Барабашевский лососевый рыборазводный завод, «поставить крест» на проектах строительства агарового завода в бухте Перевозной, базирующего на местном сырье.

 

Другая опасность намеченного строительства заключается в разрушении существующей на юге Приморья давно сложившейся системы ООПТ. Как известно, газгольдеры на побережье Хасанского района собираются построить возле посёлка Приморский, в охранной зоне старейшего в стране (ему уже более ста лет) государственного природного заповедника «Кедровая Падь», сразу же за границей самого заповедника. Это единственный в мире заповедник, в котором сохранился, а теперь размножается дальневосточный леопард. Здесь также обитают десятки редчайших видов других животных, занесённых не только в Красные книги края и страны, но и в Международную Красную книгу МСОП. Строительство и эксплуатация намечаемого объекта, несомненно, нанесёт по ним смертельный удар. Ну как будут, например, выводить своё потомство редкие и пугливые птицы и звери, если у них «под боком», шум и гам, неприятные запахи? Вымрут окончательно?

 

Далее по охранной зоне заповедника, а также в целом по территории национального парка «Земля леопарда» к берегу моря пройдёт другой опасный объект – газопровод. Да и в целом, железная дорога, по которой планируется возить опасные грузы в огромных количествах, проходит по территории этого парка или в его охранной зоне. Сам опасный объект должен иметь огромную, не менее километра, санитарно-защитную зону. Вот и начнутся бесконечные споры и раздоры по поводу «перекройки» границ. И всё потому, что проект размещения не учитывает и нарушает природоохранное законодательство.

 

Аналогичная ситуация складывается и на морской акватории, где находится другой ООПТ – памятник природы «Прибрежная часть Амурского залива», созданный ещё в 1974 году. В случае строительства морского терминала, на этой акватории «не поздоровится» теперь уже всем морским обитателям, среди которых до сотни видов, занесённых в Красные книги, поскольку являются не только редкими, но и находящимися под угрозой исчезновения. Будут уничтожены не столько сами животные, сколько места их обитания, так как планируются дноуглубительные работы, обычно связанные с многокилометровыми шлейфами мутной воды, шумом при вбивании свай или шпунтов под причалы...

 

Да и размещение в этом месте сооружений морского терминала, выдвинутые к середине залива примерно на километр, будут представлять большую опасность, особенно в зимний период. Как известно, северная часть Амурского залива представляет собой своеобразный «генератор» льда, который там формируется. Затем, при сильных северных ветрах, ломается и выносится в открытое море, создавая в узком месте, как раз в районе бухты Перевозной, заторы, и льдины под большим давлением выталкиваются на берег, образуя так называемые «стамухи» высотой в несколько метров. Такую огромную нагрузку сооружения терминала просто могут не выдержать. А сами дноуглубительные работы, связанные с формирование морской свалки для грунта (в проекте она, скорее всего, вообще никак не рассматривается, не спроектирована и не согласована), а также сооружения терминала, повлияют не в лучшую сторону на изменение гидрологического и гидрохимического режима Амурского залива. В этом районе изменится схема течений, размыва и намыва грунтов у береговой черты (пляжей), может к самому берегу подступить граница так называемой «зоны аноксии» (полного отсутствия кислорода), появившейся около 15 лет назад. Ничего этого в проектных документах нет и не рассматривается.

 

Дело в том, под любой проект строительства, тем более такой опасный как этот, необходимо проводить детальные инженерно-экологические изыскания с привлечением специалистов разных научных институтов. Насколько мне известно, такие изыскания в этом районе не проводились, или сделаны формально – отобрали минимальное количество проб воды и грунта – вот и всё. Данные о морской биоте, гидрологии и гидрохимии, гидрометеорологии и так далее, скорее всего, «взяты из интернета», из устаревших справочников.

 

Ранее мне часто приходилось сталкиваться с подобными казусами при рассмотрении проектов мостов, угольных терминалов и других объектов, которые проектировались не во Владивостоке, а где-нибудь в Москве, Санкт-Петербурге, Кемерове. Эти горе-проектировщики путали, например, Амурский залив с Амурским лиманом, Уссурийский залив с Татарским проливом. Соответственно, в проектах подсовывали такую информацию, от которой, как говорится, «волосы на голове дыбом становятся».

 

И, конечно же, подобные проекты получают положительно заключение государственной экологической экспертизы, проводящейся в Москве, где в комиссию подобраны такие специалисты, которые и на Дальнем Востоке никогда не были, или посещали наш край в виде «гастролёров».

 

Вот такая «реникса» получается и с этим проектом».

Накануне экологи и учёные Приморского края написали открытое письмо-предостережение главе Хасанского муниципального района Ивану Степанову с предупреждением о том, что он может нарушить российское законодательство. В настоящее время ведётся сбор подписей. Приморские учёные-экологи опасаются за уникальную природу Приморья и боятся повторения угольной истории с «Морским терминалом по перевалке сжиженных углеводородных газов» рядом с бухтой Перевозная. Такие опасения высказали специалисты в обращении к жителям края, которое они рассылают в мессенджерах. Учёные призывают приморцев принять участие в слушаниях.

Напомним, экологические проблемы наполняют Приморский край. Одна из самых острых - угольная пыль. Так, в конце марта ООО «Порт Ливадия» под Находкой приостановил свою деятельность по решению суда на две недели из-за превышения допустимой концентрации пыли с содержанием диоксида кремния. В то же время сотрудники Примпогоды рассказали, что в Приморье по всем показателям предельной допустимой концентрации вредных веществ в воздухе нет, но дышать всё же трудно. Периодически администрация Находки публикует данные мониторига норм запылённости воздуха в морском торговом порту. Показания датчиков не фиксируют превышение норм, однако практика показывает другое. А в середине апреля жительница Находки обнаружила море, покрытое чёрной угольной плёнкой. После публикации фото и видео, Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора занялось поиском виновных. Жители Находки поделились мыслями о превращении Японского моря в «чёрное».

От угля страдают и люди, и животные, и природа. В конце марта в Приморье в реабилитационный центр морских млекопитающих «Тюлень» привезли маленького тюленя. Его доставили из Находкинского торгового порта. Тюлененок, который в природе должен иметь белоснежный мех, весь был покрыт угольной пылью.

Приморский край вошел в двадцатку самых грязных регионов России, заняв 69-е место в Национальном экологическом рейтинге, по версии общественной организации «Зелёный патруль». Подчеркнём, что край оказался на новой позиции за десять лет, в 2008 году Приморье занимало 16-ю строчку рейтинга. Также регулярно можно наблюдать, как специалисты находят несанкционированные свалки бытовых отходов. Подчеркнём, это отнюдь не единичный случай. Те, кто должен это контролировать, не справляются с ситуацией, поэтому жители региона берут это дело в свои руки.

Отдельного внимания заслуживает проблема использованных автомобильных покрышек, в которых «утопает» Владивосток и весь Приморский край.

Стоит добавить и то, что это не единственная экологическая проблема в крае. Приморцы создали в Сети петицию в адрес Правительства РФ о приостановке вступления в силу закона об уменьшении нерестоохранных зон. Граждане выражают свой протест против надвигающейся экологической катастрофы, которая, по оценке экспертов, неизбежна после вступления в силу поправок в Лесной Кодекс РФ с 1 июля 2019 года (Федеральный закон № 140177-7).

Стоит обратить внимание на мнения экспертов. Экологическая катастрофа угрожает планете серьёзнее, чем ядерное оружие. Такое мнение высказал бывший директор Службы внешней разведки России генерал армии Вячеслав Трубников. По его словам, вопросам использования ядерного оружия человечество уделяет гораздо больше внимания, чем решению экологических проблем