ВНИМАНИЕ!

Ассоциация саморегулируемая организация
"Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства "Центризыскания". (Ассоциация СРО "Центризыскания")

+ 7 (495) 787-71-91
+ 7 (495) 926-77-16 (для сотовых)
129090, Москва, Большой Балканский пер., д.20, стр.1

Летящей проходкой: зачем Москве нужны двухпутные тоннели метро

Двухпутные тоннели метро – это когда поезда движутся одновременно в одном тоннеле, платформы находятся по бокам, а пути – посередине. Такое строительство идет быстрее, поскольку тоннель прокладывается одним щитом-гигантом диаметром 10 метров, а не двумя - диаметрами в шесть метров. Какие плюсы у так называемой испанской технологии метростроения? Рассказываем.

 

Тоннелепроходческие щиты: «шестерки» и «десятки»

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Самые коварные враги проходчиков подземных шахт – плывуны: массы почти пылеобразного песка с примесью 10-15% глины, пропитанного водой. Метростроители борются с ними с помощью технологии заморозки грунта.

Чем глубже станция, тем дороже строительство, так как расходуется больше ресурсов. В 2011 году было принято решение строить новые станции в основном открытым способом.

Для этого достаточно выкопать котлован, установить бетонные конструкции, выполнить обратную засыпку и укладывать пути в образовавшемся коридоре. Это не только дешевле, но и гораздо быстрее, чем строить станции глубокого заложения.

Щиты – «десятки» используют при строительстве новых для Москвы тоннелей – двухпутных. Такой метод часто называют «мадридским». Именно в столице Испании, Мадриде, с помощью такой технологии удалось построить почти 200 км тоннелей и 156 станций метро всего за 12 лет.

Но дело не только в скорости строительства. Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Что делают с щитом, окончившем проходку? Если речь идет об однопутном тоннеле, то машину разбирают, перевозят на другой участок, снова собирают и запускают в работу.

При строительстве двухпутных тоннелей щит пробивает торцевые стены станции, проходит ее насквозь и прокладывает следующий участок. Это сокращает сроки и стоимость работ на 20-30%.

Иногда метростроевцам приходится импровизировать, как в случае со станцией «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии. Из-за плотной застройки в «Москва-Сити» тоннелепроходческий щит монтировали на пятачке размером не больше школьного спортзала. Кольцо опускали одно за другим и буквально «наращивали» щит под землей.

 

Что нужно знать о двухпутных тоннелях

О стоимости. Строительство двухпутных тоннелей обходится дешевле на 20-30%. Объем затрат на выработку грунта составляет лишь около 6% от стоимости всех работ. 

О скорости. Метро по испанской технологии строится быстрее. Средняя скорость строительства двухпутного тоннеля – 450 метров в месяц.

О безопасности. Время полной эвакуации пассажиров из поезда в двухпутном тоннеле составляет около 16 минут, в однопутном – почти 40 минут. Поезда в двухпутных тоннелях можно оснастить лестницами, которые в случае ЧП будут выпадать из каждой двери состава. В экстренных ситуациях на второй путь тоннеля можно подогнать состав со службами спасения.

О шуме. Шум при встречном движении поездов в тоннеле помогут «погасить» вибропути. Эта технология пути пониженной вибрации – LVT (LowVibrationTrack) – использовалась при строительстве тоннеля под Ла-Маншем. В России ее применили на участке Туапсе – Адлер при реконструкции ж/д пути во время подготовки к Олимпиаде в Сочи.

Система LVT состоит из бетонного блока и залитых в бетон эластичной прокладки и резинового чехла. Такие пути использовали при строительстве станции метро «Деловой центр» под небоскребами «Москва-Сити».

Московский метрополитен является членом Ассоциации СРО "Центризыскания".

что Московский метрополитен является членом ассоциации сро Центризыскания
Подробнее: https://stroi.mos.ru/articles/lietiashchiei-prokhodkoi-kak-i-ghdie-v-moskvie-stroiat-dvukhputnyie-tonnieli-mietro?utm_campaign=620&utm_medium=news&utm_source=email&from=cl


Подробнее: https://stroi.mos.ru/articles/lietiashchiei-prokhodkoi-kak-i-ghdie-v-moskvie-stroiat-dvukhputnyie-tonnieli-mietro?utm_campaign=620&utm_medium=news&utm_source=email&from=cl


Подробнее: https://stroi.mos.ru/articles/lietiashchiei-prokhodkoi-kak-i-ghdie-v-moskvie-stroiat-dvukhputnyie-tonnieli-mietro?utm_campaign=620&utm_medium=news&utm_source=email&from=cl