Проектная СРО Ассоциация ПроектСтройСтандарт

Ассоциация саморегулируемая организация
"Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства "Центризыскания". (Ассоциация СРО "Центризыскания")

+ 7 (495) 787-71-91
+ 7 (495) 926-77-16 (для сотовых)
129090, Москва, Большой Балканский пер., д.20, стр.1

О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с включением в предмет государственной экспертизы проектной документации оценки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта

Проект постановления Правительства Российской Федерации направлен на реализацию положений Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

(Федеральный закон № 342-ФЗ), которым предусмотрено:

1) изменение предмета экспертизы проектной документации, установленного частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Предметом экспертизы согласно Федеральному закону №342-ФЗ является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий (с учетом установленных статьей 49 ГрК РФ исключений в отношении проектной документации отдельных объектов).

Кроме того, в предмет экспертизы также включается проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ (строительство за счет бюджетных средств и средств государственных компаний и корпораций, капитальный ремонт за счет указанных средств в случаях, установленных Правительством Российской Федерации).

2) отмена обязательности проведения экспертизы проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Из части 3 статьи 49 ГрК РФ исключаются положения, устанавливающее специальное предписание по проведению экспертизы проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Одновременно нормой пункта 1 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ в редакции Федерального закона № 342-ФЗ устанавливается, что проектная документация объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

3) уточнение порядка признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования (далее – ЭЭПД), исключение из ГрК РФ понятия «проектная документация повторного использования» (использование только понятия ЭЭПД);

4) упразднение института модифицированной проектной документации (признается утратившей силу часть 5 статьи 48.2 ГрК РФ, соответствующие правки внесены в статью 49 ГрК РФ);

5) уточнение положений ГрК, регулирующие создание и ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее – ЕГРЗ) (статья 50.1 ГрК РФ).

Уточнена редакция части 1 статьи 50.1 ГрК РФ в целях исключения правовой неопределенности в части установления состава документов и сведений, подлежащих включению в ЕГРЗ.

Новая часть 1.1 данной статьи предусматривает, что в ЕГРЗ не подлежат включению сведения и документы, предусмотренные частью 1 указанной статьи, в случаях, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Часть 2 статьи 50.1 ГрК РФ дополняется положением об обязательности ведения ЕГРЗ с использованием соответствующей федеральной государственной информационной системы.

Проектом постановления вносятся изменения в следующие акты Правительства Российской Федерации:

1) части расширения предмета государственной экспертизы:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 389 «О порядке признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 26 июнь 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1005 «Об утверждении Положения об установлении льготной арендной платы и ее размеров юридическим и физическим лицам, владеющим на праве аренды находящимися в федеральной собственности объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, вложившим свои средства в работы по их сохранению и обеспечившим выполнение этих работ»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 13;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1495 «Об утверждении Правил предоставления субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1494 «Об утверждении Правил принятия решения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. № 190 «О требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. № 407 «О порядке принятия решений об осуществлении за счет средств федерального бюджета капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»; - постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2017 № 408 «Об утверждении Правил осуществления за счет средств федерального бюджета капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета»;

2) в части уточнения положений об ЭЭПД:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 389 «О порядке признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования»;

Проектом постановления признается утратившим силу:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2017 г. № 51 «О внесении изменений в Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 864 «О внесении изменений в Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2016 г. № 635 «О внесении изменений в Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2015 г. № 986 «О внесении изменений в пункт 8 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2012 г. № 697 «О внесении изменений в Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 1275 «О некоторых вопросах осуществления проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. № 845 «О некоторых вопросах осуществления проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. № 965 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. № 845».

Принятие проекта постановления не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, объединение процедуры государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства (далее – проверка сметной стоимости) повлечет сокращение стоимости строительства.

В настоящее время проверка сметной стоимости в большинстве случаев проводится одновременно с экспертизой проектной документации. Представляется, что включение проверки сметной стоимости в предмет государственной экспертизы будет способствовать оптимизации указанных процедур и снижению затрат на их проведение (в настоящее время плата за проверку сметной стоимости взимается отдельно).

Статистические данные показывают, что случаи проведения проверки сметной стоимости после проведения государственной экспертизы проектной документации скорее носят характер исключения, чем правила. Так, в 2016 году более 95% всех проверок, проведенных ФАУ «Главгосэкспертиза России» и экспертными организациями субъектов Российской Федерации, проведено одновременно с государственной экспертизой (количество таких проверок составило около 24,5 тысяч).

Стоимость проверки сметной стоимости в таком случае составила 23600 рублей (20000 тысяч + 18% НДС).

Соответственно, средства, затраченные застройщиками на оплату проверки сметной стоимости в 2016 году, составили более 580 млн. рублей (в указанную цифру не входят данные по федеральным органам исполнительной власти и ГК "Росатом" (сведения отсутствуют).

Таким образом, при объединении проверки сметной стоимости с государственной экспертизой экономия средств составит более 580 млн. рублей в год.

Также проектом постановления вносятся изменения предусматривающие, что в случае если проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, составляющие государственную тайну, документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представляются на бумажном и (или) электронном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации (подпункты «к» и «л» пункта 2 Постановления № 145), что позволит снизить трудозатраты на обработку документации в электронном виде, сократить финансовые затраты, связанные с работой с документацией на бумажном носителе, а также упростить (ускорить) работу экспертов при рассмотрении документации в электронном виде.