Проектная СРО Ассоциация ПроектСтройСтандарт

Ассоциация саморегулируемая организация
"Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства "Центризыскания". (Ассоциация СРО "Центризыскания")

+ 7 (495) 787-71-91
+ 7 (495) 926-77-16 (для сотовых)
129090, Москва, Большой Балканский пер., д.20, стр.1

Минэкономразвития России усомнился в обязательности членства в СРО технического заказчика

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен Проект плана проведения оценки фактического воздействия на 2019 год

 

Ознакомиться

Пунктом 7 указанного проекта предлагается провести ОРВ Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в указанной части.

В Обосновании включения нормативного правового акта в проект плана указано следующее.

В соответствии с пунктом 22 статьи Градостроительного кодекса устанавливается положение, в соответствии с которым функции технического заказчика могут выполняться только членом СРО в области строительства, за исключением случаев, когда такие функции выполняются юридическими лицами, основанными на государственной и муниципальной собственности, или созданными с участием Российской Федерацией, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, положения пункта 22 устанавливают различный объем обязанностей в отношении участников гражданского оборота, осуществляющих одну и ту же деятельность, то есть создает для них неравные условия ведение хозяйственной деятельности.

Отсутствие обязанности членства в СРО для лица, основанного на государственной и муниципальной собственности, противоречит принципу равенства экономических субъектов и запрету на недобросовестную конкуренцию, предусмотренному статьей 34 Конституции Российской Федерации, статьям 19-20 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». При этом регулятивный эффект обязательного членства в СРО (стандартизация деятельности, контроль за ее осуществлением, компенсация вреда третьим лицам) не будет достигнут в отношении перечисленных юридических лиц.

Дополнительно требуется отметить, что в соответствии с указанным регулированием техническим заказчиком является юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключать договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливать задания на выполнение указанных видов работ, предоставлять лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждать проектную документацию, подписывать документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществлять иные функции, предусмотренные Градостроительным кодексом. Таким образом, деятельность технического заказчика фактически является посреднической и заключается в представлении интересов застройщика в гражданских отношениях с другими субъектами строительной деятельности.

Организация и осуществление одного из этапов процесса строительства (инженерные изыскания, проектирование, строительство), которая в соответствии с положениями проекта акта требует членства в соответствующей СРО, и деятельность технического заказчика принципиально различны в части содержания, профессиональной специфики, порождаемых рисков.

Учитывая, что техническим заказчиком непосредственно не осуществляется деятельность по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, капитальному ремонту, вероятность причинения ущерба, предусмотренного статьей 60.1 Градостроительного кодекса, в результате деятельности технического заказчика представляется ничтожной.

Одновременно остается неясным, какие требования предъявляются к техническому заказчику при вступлении в СРО, в том числе в части определения взноса компенсационные фонды СРО с учетом того, что технический заказчик непосредственно не является исполнителям по договорам подряда на проведение инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать пункт 22 статьи 1 Градостроительного кодекса в части исключения требования к техническому заказчику по обязательному членству в СРО.

Дата рассмотрения на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы - 2-е полугодие 2019 г.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти - Минстрой России