Проектная СРО Ассоциация ПроектСтройСтандарт

Ассоциация саморегулируемая организация
"Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства "Центризыскания". (Ассоциация СРО "Центризыскания")

+ 7 (495) 787-71-91
+ 7 (495) 926-77-16 (для сотовых)
129090, Москва, Большой Балканский пер., д.20, стр.1

Госпожнадзор будет участвовать в экспертизе проектной документации

Проект Федерального закона N 518816-7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора

 

Как сообщается в пояснительной записке, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЭ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 2007 года органы федерального государственного пожарного надзора исключены из сферы контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предоставлены полномочия по согласованию специальных технических условий на проектирование объектов, для которых нормативными правовыми актами требования пожарной безопасности не установлены. К таким объектам относятся в том числе многофункциональные здания, предусматривающие массовое пребывание людей. При этом возможность последующего контроля за соблюдением таких условий при проектировании и строительстве объектов действующим законодательством не определена.

Трагедия, произошедшая 25 марта 2018 года в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в городе Кемерово, требует переосмысления и принятия решений, направленных на совершенствование деятельности федерального государственного пожарного надзора, устранение правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности, развитие правовых основ контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства. Результаты проведенных органами федерального государственного пожарного надзора проверок объектов с массовым пребыванием людей показывают, что сложившаяся система обеспечения пожарной безопасности не в полной мере отвечает требованиям по обеспечению безопасности людей на указанных объектах. Выявлено 627 объектов, имеющих нарушения противопожарных требований, устранение которых требует значительных материальных затрат и возможно лишь в ходе их капитальной реконструкции. Более 10 тыс. зданий эксплуатируется с нарушениями в работе автоматических систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, свыше 2,5 тыс. - имеют нарушения в работе системы противодымной защиты, 2,3 тыс. - в j системах автоматического пожаротушения, более 16 тыс. объектов имеют неудовлетворительное состояние эвакуационных путей и выходов, на путях эвакуации на 5,5 тыс. объектов применены материалы с высокой горючестью и дымообразующей способностью, 5,9 тыс. объектов не оборудованы в полном объеме первичными средствами пожаротушения. Список выявленных нарушений в обеспечении требований пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей можно было бы продолжить.

В целях обеспечения единства и полноты правового регулирования деятельности органов федерального государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты, в законопроекте предлагается внести изменения в Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Указанные нормативные правовые акты предлагается дополнить нормами, предусматривающими:

  • обязательное участие органов государственного пожарного надзора в проведении государственной экспертизы проектной документации и выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям пожарной безопасности;
  • рассмотрение и согласование в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов;
  • отнесение к полномочиям Правительства Российской Федерации установление в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре периодичности проведения плановых проверок в зависимости от классификации по функциональной пожарной опасности и присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска;
  • проведение муниципального контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации;
  • особенности проведения федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применительно к которым саморегулируемой организацией осуществляется оценка соблюдения условий членства в ней, ее стандартов и правил;
  • организацию и проведение государственного мониторинга пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей;отнесение к вопросам местного значения участия в осуществлении мероприятий по профилактике пожаров;
  • утверждение типовых дополнительных профессиональных программ в области обучения мерам пожарной безопасности федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В законопроекте предлагается признать утратившими силу отдельные положения Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 232-ФЭ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся исключения из сферы контроля федерального государственного пожарного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию.

Социально-экономические последствия предлагаемых изменений направлены на обеспечение согласованных и эффективных действий органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимых для повышения уровня обеспечения пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, повышение эффективности деятельности федерального государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, что позволит существенно снизить риски и угрозы возникновения пожаров на объектах защиты.

Законопроект внесен 31-м депутатом ГД ФС РФ 25 июля с.г.

Планируемый срок вступления в силу - по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Ознакомиться